КОГДА ПРИОБРЁЛ ТОВАР НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

Получить бесплатную консультацию юриста по правам потребителя

Как закон защищает потребителей?

☑​​​​​ Закон "О защите прав потребителей" от 1992 № 2300-1 является основным нормативным актом, регулирующим отношения продавца и потребителя.

 

 Никакие внутренние "правила магазина" (торговой организации) не могут являться предлогом для отказа от соблюдения данного закона.

 

Вы НЕ обязаны возвращать товар в товарном виде. Например, холодильник сломался, но на его корпусе есть царапины. Царапины НЕ являются основанием для отклонения претензии о возврате товара.

 

Покупатель в праве осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия.

 

В случае, если вы соблюли все условия возврата некачественного товара, однако магазин отказывается его принять и вернуть Вам деньги, следует обратиться в суд. В подавляющем большинстве случаев суд встает на сторону покупателя.

Частая ситуация: покупаете вещь в магазине, а она оказалась бракованной или не соответствует заявленным качествам. С чего начать? Как грамотно оформить возврат товара, как оформить претензию и с кого спросить? Расскажем о цивилизованном порядке разрешения конфликта между продавцом и потребителем.
 

Какой товар признается товаром ненадлежащего качества?

Согласно ст. 4 Закона "О защите прав потребителей", под товаром надлежащего качаства понимается товар, соответствующий заявленным свойстам, пригодный для заявленных целей, безопасный для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и имущества потребителя в течение всего срока эксплуатации. Соответственно, товар ненадлежащего качества - не соответствует заявленным свойствам, непригоден для заявленных целей, небезопасен для жизни, здоровья и окружающей среды.

Если продавец заранее оповестил покупателя о наличии брака или проведенного ремонта, то вернуть товар, ссылаясь на ненадлежащее качество, будет невозможно.

Существенные недостатки товара - это недостатки, которые не устраняются без несоразмерных затрат на это, выявляются неоднократно или возникают вновь, недостатки, ремонт которых не позволяет использовать товар более тридцати дней в течение одного года.
 
Вы приобрели товар ненадлежащего качества и выяснили это дома, или спустя несколькоо дней. Есть разные варианты действий в соответствии с Законом:
  • уменьшение стоимости товара
  • возмещение затрат на ремонт
  • замена на другой товар

Как вернуть товар ненадлежащего качества?

Как действовать, если Вы желаете вернуть товар и получить за него уплаченные ранее деньги? Рассмотрим алгоритм возврата товара.

Шаг 1. Подготовить претензию на возврат товара в адрес продавца или изготовителя

Претензия:
- составляется на имя руководителя; 
- должна содержать ссылки на статьи закона «О защите прав потребителей» (ст.4, ст.15, ст.17-18 и др.); 
-  содержит конкретные недостатки товара, которые позволяют назвать его товаром ненадлежащего качества; 
- содержит дату и место покупки;
- в качестве требования указано: желание вернуть товар и получить за него уплаченные деньги.
- к Претензии следует приложить копию товарного чека. Однако отсутствие чека не является основанием для отказа в рассмотрении претензии; 
- Претензия составляется в 2 экземплярах.

Шаг 2. Вручение претензии и товара продавцу

Один из экземпляров Претензии вручается продавцу, а второй с отметкой о принятии (дата, должность, Ф.И.О. и подпись сотрудника, принявшего претензию) должен остаться у покупателя.

Товар вручается продавцу. Если возникает спор, то в течение 10 дней продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель имеет право присутствовать при проведении экспертизы, тем самым избегая возможности корректировки экспертизы в пользу продавца.

Шаг 3. Оформление акта передачи товара продавцу

В акте указываются все недостатки товара, а товар желательно запечатать до проведения экспертизы.

Шаг 4. Получение экспертизы

Экспертиза составляет акт, в котором указываются причины возникновения недостатка. Если установлено, что товар был продан с недостатками, то продавец вернет деньги покупателю. Результат экспертизы можно оспорить в судебном порядке. Для этого обратитесь к нашему юристу, который поможет составить иск, или представит Ваши интересы в суде.

Шаг 5. Возврат денег

Покупатель должен иметь при себе паспорт, а также заявление на возврат денег по установленной магазином форме. Возвращается полная стоимость товара, даже если она снизилась в связи с его использованием.Срок возврата денег за товар составляет 10 дней со дня подачи претензии на возврат товара и предоставления товара продавцу.

Сроки возврата товара ненадлежащего качества

Законом предусмотрен срок возврата товара, соответствующий сроку годности или гарантийному сроку. Для технически сложных товаров сроки несколько иные. В случае обнаружения недостатков, возвратить технически сложный товар необходимо в течение 15 дней. При обнаружении существенных недостатков вернуть товар можно и по истечению 15 дней. 

Технически сложные товары

К технически сложным относятся товары, входящие в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924.

Перечень технически сложных товаров:

1. Лёгкие самолеты, вертолёты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем    внутреннего  сгорания (с электродвигателем).
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой